Чек-лист как основа развития компании

"Хочешь сделать хорошо, сделай сам."
Если вы согласны с этой поговоркой, эта статья для вас.

Практически каждый бизнес начинается с того, что все основные знания о продукте или услуге находятся в голове одного человека – владельца компании. Он выступает в роли директора, маркетолога, исполнителя и контролера.

Если не передавать знания коллегам, то организация обречена на медленное развитие, либо вообще на скорую гибель.

Не будем останавливаться на том о чем и так всем известно, что велик соблазн делать все самому, что «если хочешь сделать хорошо, сделай сам». Где-то такой подход оправдан. Но не там, где перед руководителем стоит задача по-настоящему развивать и строить сильную и надежную компанию.

На собственном опыте мы убедились, что крайне тяжело готовить специалистов в области интернет-продвижения, требуются сильные исходные данные, огромный опыт и годы подготовки.

Каждый руководитель сталкивался с такой ситуацией, когда новый специалист, в которого вложено время на обучение, не оправдывает ожидания и приходится расставаться – время потрачено, а задач стало только больше.

Делегирование неизбежно. Однако, не достаточно просто поставить задачу, чтобы она была выполнена. Все равно будут возникать ситуации, когда коллега будет выполнять её по-своему, основываясь на своем предыдущем опыте.

На этапе осознания, что знаниями можно и нужно делиться, мы пошли по пути создания чек-листов по основным бизнес-процессам.


Порядок составления чек-листа.
Не стоит переживать, что это долго, сложно и т.д. Это действительно так, но стоит того.
Составить его можно методом постепенного приближения (от общих разделов к частным пунктам).
Посмотрите пример эволюции в течение нашего чек-листа для интернет-маркетолога (изменения в течение 11 месяцев):


Первая версия чек-листа. Объем: 70 пунктов.
Начиналось все с крупных и ёмких пунктов:


Вторая версия чек-листа. Объем: 300 пунктов.
Постепенно пункты превратились в разделы и наполнились подразделами:




Третья версия чек-листа. Объем: 730 пунктов.
Все глубже и глубже детализируем пункты. У каждого пункта теперь есть свой приоритет.
К каждому пункту добавляем всплывающую подробную инструкцию.
Теперь любой вопрос от сотрудника, это повод добавить недостающую информацию в чек-лист, чтобы вопросов больше не было.


В итоге пришли к тому, что стремиться надо к такой детализации, чтобы даже неподготовленный сотрудник смог выполнить поставленную задачу.


Плюсы чек-листов:·

  • Чек-лист позволяет по-другому взглянуть на бизнес и все процессы в нем.
  • Фиксируя временные затраты на каждый пункт, можно оценить его себестоимость и влияние на будущий продукт, а это в свою очередь позволяет решить есть ли смысл в этом процессе и рентабелен ли он.
  • Скорость подготовки специалистов снижается в разы.
  • Когда полностью понимаешь и уже видишь все процессы, открываются знания, которых раньше и не замечал, а это в свою очередь позволяет создавать новые знания и новые продукты.
  • Качество продукта становится на порядок выше.
  • Появляется время для стратегического управления.


Минусы чек-листов:

  • Требуется время на его составление.
  • Внедрить удобное решение (блокнот, excel, google docs или свое ПО). Можем вам внедрить уже готовое наше онлайн-решение для создания и управления чек-листами или сделать решение под вас - обращайтесь.
  • Не все охотно будут его использовать (лечится сменой сотрудников).


Результаты использования чек-листа:
Стали сертифицированными партнерами Яндекса и Google, т.к. выросла общая эффективность рекламных клиентских кампаний.
Скорость подготовки новых специалистов выросла.
Создали свой собственный аналитический продукт, который помогает повышать эффективность рекламных кампаний.
Посчитав временные затраты некоторых рутинных процессов – автоматизировали их.
Знания и их передача стали систематизированные.
Переводим постепенно все отделы на использование чек-листов.

О чем это я?
Вообще, я хотел написать не про сам чек-лист, а про то, что компания, которая хочет добиться успехов как своем развитии так и в интернет-продвижении должна знать свой продукт и услугу максимально возможно, чтобы стремиться и быть номером один в своей отрасли и делиться этими знаниями с помощью интернета. А чек-лист это хорошая и простая основа для развития.


Автор: Новицкий Сергей, директор интернет-агентства Brandmaker.